Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокал для малышей»

Музыкальный руководитель Тепляшина Марина Каримовна.
Музыкальный руководитель
Тепляшина Марина Каримовна

Титульный Вокал для малышей.TIF

  1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

    1. Пояснительная записка

Данная образовательная программа модифицирована, за основу взята авторская программа Н.К. Прокопенко «Планета детства». А так же  на основе анализа государственных программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ; «Учите детей петь» М, «Просвещение» 1988 г.; программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова; «Народное пение» И. А. Ильина; «Хоровое пение» Е.В. Жарова; «Сольное пение» Р.А. Жданова и другие. Все перечисленные программы имеют свою ценность, но раскрывают узкие области в науке вокала.

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

Новизна программы «Вокал для малышей», в том, что она разработана для детей, которые имеют, разные стартовые способности разный возраст сами стремятся, научиться красиво и грамотно петь. В данных условиях программа  - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу учащихся, и методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалом.

Актуальность программы. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние.

Педагогическая целесообразность. В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей  - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности.

Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Направленность программы: художественная.

Программа адресована для детей 5-8 лет. В объединение принимаются все желающие.

Уровень программы стартовый. На изучение программы отводится 288 часов за 2 года обучения.

Форма обучения: очная. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения, дистанционные технологии и электронное обучение.

Режим занятий: занятия проводятся: 1 группа 4 часа в неделю, 144 часа в год. 288 часов за 2 года.

Режим занятия: Режим занятий – 4 часа, 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом 10 минут.

Формы занятий

Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.

- Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

- Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.

- Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

- Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

- Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.

На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:

– наглядно-слуховой;

– наглядно-зрительный;

– репродуктивный;

Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.

Каждое занятие строится по схеме:

– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);

– дыхательная гимнастика;

– речевые упражнения;

– распевание;

– пение вокализов;

– работа над произведением;

– анализ занятия;

Концерты и выступления.

Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их успешности. Песни с хореографическими движениями, или сюжетным действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.

Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.

Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.

Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно репертуарного плана.

1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Развитие музыкально-эстетического вкуса, формирование у детей исполнительских знаний, умений и навыков.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • Создать атмосферу художественного восприятия музыки для поддержания устойчивого интереса к пению;
  • Обучение выразительному пению
  • Обучение певческим навыкам
  • Развитие слуха и голоса детей.
  • Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.
  • Сохранение и укрепление психического здоровья детей.
  • Приобщение к концертной деятельности, развитие артистических навыков, эмоциональности;
  • Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.
  • Формирование навыков овладения специфическими приемами характерными для различных жанров музыки;
  • Содействие бережному отношению к слову и навыкам работы с текстом.

                                     СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный план

второго года обучения

Разделы, название темы

Часы

Всего

Теория

Практика

Форма аттестации/контроля

I.

Пение как вид музыкальной деятельности

1

Вокально-певческая установка.

8

2

6

2

Певческая установка в различных ситуациях сценического действия.

8

8

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

8

1

7

Отчетный концерт

II.

Совершенствование вокальных навыков

1

Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.

5

5

Педагогическое наблюдение.

Основные правила звуковедения

2

Вокальные упражнения.

5

5

3

Артикуляционный аппарат.

7

7

4

Речевые игры и упражнения

6

6

5

Дыхание, опора дыхания.

6

6

Промежуточная аттестация

1

1

III.

Слушание музыкальных произведений, разучивание и  исполнение песен.

1

Народная песня (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента).

10

10

2

Произведения композиторов-классиков.

9

9

3

Произведениями современных отечественных композиторов.

10

10

4

Произведениями западноевропейских композиторов-классиков.

8

8

5

Сольное пение.

12

12

IV.

Элементы хореографии

V.

Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.

1

Путь к успеху.

10

10

2

Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.

5

1

4

3

Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами

6

6

VI.

Концертно-исполнительская деятельность

1

Репетиции

12

12

Отчетный концерт

2

Выступления, концерты.

7

7

Итоговая аттестация

1

1

Итого

144

4

140

Содержание учебного плана

второго года обучения

Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.

1.1. Закрепление навыков певческой установки. Специальные упражнения, закрепляющие навыки певческой установки. Пение в положении «сидя» и «стоя». Положение ног и рук при пении. Контроль за певческой установкой в процессе пения.

1.2. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. Певческая установка и пластические движения: правила и соотношение. Пение с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя». Максимальное сохранение певческой установки при хореографических движениях (элементах) в медленных и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица и пантомимой.

1.3  Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».

Тема II. Совершенствование вокальных навыков.

2.1. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Работа над чистотой интонирования в произведениях с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента (фортепиано, баян, аккордеон, гитара). Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием. Специальные приёмы работы над навыками мелодического и гармонического строя при пении.

2.2. Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков у учащихся. Концентрический и фонетический метод обучения пению в процессе закрепления певческих навыков у учащихся. Работа по усилению резонирования звука при условии исключения форсирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Упражнения второго уровня  закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука; звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону их «округления»; свободное движение артикуляционного аппарата; естественного входа и постепенного удлинения выдоха – в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица.

2.3. Развитие артикуляционного аппарата. Формирование гласных и согласных звуков в пении и речи. Закрепление навыка резонирования звука. Скороговорки в пении и речи – их соотношение. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой при условии свободы движений артикуляционных органов. Формирование высокой и низкой певческой форманты.

2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа).

Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.

2.5. Укрепление дыхательных функций в пении. Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и формированием звука.

Тема III. Работа над певческим репертуаром.

3.1. Работа с народной песней (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента). Работа над чистотой интонации и певческими навыками в народной песне. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста (в речи и пении). Исполнение народной песни в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Народная песня в сопровождении музыкальных инструментов (фортепиано, аккордеон.).

3.2. Работа с произведениями композиторов-классиков. Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Работа над выразительностью поэтического текста, певческими навыками. Работа над выразительностью исполнения классических произведений на основе учёта их психологического подтекста.

3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.

3.4. Работа над произведениями западноевропейских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей (Р. Шуман, Ф. Шуберт, Л. Бетховен и др.). Жанры произведений композиторов-классиков: песня, вокальная миниатюра, баллада. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д. Исполнение произведений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Пение соло и в ансамбле.

3.5. Работа с солистами. Развитие показателей певческого голосообразования как осознанного умения произвольно включать отдельные элементы эстрадного певческого тона, осознанно удерживать их на музыкальном материале, соответствующем возрасту. Освоение музыкальной грамоты.

Тема IV. Элементы хореографии.

Разучивание движений для передачи образа песни.

Тема V. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.

5.1. Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей концертов профес-сиональных певцов. Формирование вокального слуха учащихся, их способностей слышать и анализировать качественные характеристики голоса профессиональных певцов и своей группы (индивидуальное и ансамблевое исполнение). Обсуждение и анализ сценического поведения и актёрского мастерства при создании художественного образа профессиональными артистами.

5.2. Посещение музеев, выставочных залов, концертов, театров. Формирование основ общей и музыкальной культуры и расширение кругозора учащихся путем приобщения их к духовным ценностям разных народов. Обсуждение своих впечатлений и подготовка материалов для выставок, альбомов, стендов и т.д. Сбор материалов для архива студии.

5.3.  Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися аналогичной творческой деятельностью. Обмен художественным опытом в целях повышения творческого уровня учащихся студии.

Тема VI. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы (дуэт).

В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменять.

1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу  обучения дети должны  получить объём теоретических знаний, практических умений, навыков:

- иметь элементарное представление о строении голосового аппарата, а так же:

-  правильная постановка при пении;

-  певческое дыхание;

-  правильное певческое формирование гласных в сочетании с согласными, чёткое произношение согласных звуков;

-  слуховое осознание чистой интонации;

-  развитие певческого диапазона;

-  сглаживание регистров, применение микст в эстрадной и классической манере исполнения;

-  в соответствии с материалом применять те или иные технические, приёмы звуковедения, чувствовать движение мелодии, динамику её развития, кульминацию произведения, вносить в исполнение элементы художественного творчества, а в эстрадной манере пения научиться сочетать пение с художественной постановкой – хореографией.

В течение учебного года учащийся должен выучить 3, 4 вокальных произведения различного характера и содержания.

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1.  ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕННОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Формы аттестации:

Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.

  • Выставка фотоматериала из выступлений студии.
  • Итоговое занятие
  • Урок-концерт.
  • Успехи, результат.
  • Беседа о вокальной студии.
  • Отчетный концерт.

Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах.

2 год обучения. Промежуточная аттестация Педагогическое наблюдение. Основные правила звуковедения.

Итоговая аттестация: Отчетный концерт

2.2.  РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШАРЫПОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР

         

   согласовано:

Директор МБОУ ДО ШМО ДЮЦ

                        ______________ Е.А. Фокина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2023– 2024 уч. год

к дополнительной общеразвивающей программе

«Вокал для малышей»

Год обучения: 2 год

Номер группы: 2

Возраст обучающихся: 5-8 лет

       Составитель:

                                                                              

                                                                              педагог дополнительного образования

Шарыповский район, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность дополнительной общеразвивающей программы

Художественная.

Особенности обучения в текущем учебном году по дополнительной образовательной программе: особенности реализации содержания, подготовка к знаменательным датам, юбилеям детского объединения, учреждения, реализация проектов).

Подготовка к традиционным праздникам учреждения: День дошкольного работника, День Матери, Новый год, Международный женский день, День Победы, День защиты детей.

Конкурсы: Муниципальный фестиваль детского творчества «Новое поколение».

Творческий проект: «Мама, папа, я – поющая семья»

Изменения содержания, необходимые для обучения в текущем учебном году и их обоснование (информация об изменении содержательной части дополнительной общеразвивающей программы, обоснование изменений (причины замены тем)

Изменение содержания не предусмотрено.

Особенности организации образовательного процесса по дополнительной образовательной программе с указанием:

  • количества учебных часов по программе;
  • количества учебных часов согласно расписанию;
  • информации об изменении сроков и/или времени изучения отдельных тематических блоков (разделов, модулей) с указанием причин и целесообразности изменений, описание резервов, за счет которых они будут реализованы

Количество учебных часов по программе – 144 часа в год. Занятия два раза в неделю по 2 часа, всего 4 часа в неделю.

Цель рабочей программы на текущий учебный год для конкретной учебной группы

Развитие музыкально-эстетического вкуса, формирование у детей исполнительских знаний, умений и навыков.

Задачи на текущий учебный год для конкретной учебной группы

Создать атмосферу художественного восприятия музыки для поддержания устойчивого интереса к пению;

Обучение выразительному пению;

Обучение певческим навыкам;

Развитие слуха и голоса детей;

Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма;

Сохранение и укрепление психического здоровья детей;

Приобщение к концертной деятельности, развитие артистических навыков, эмоциональности;

Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха;

Формирование навыков овладения специфическими приемами характерными для различных жанров музыки;

Содействие бережному отношению к слову и навыкам работы с текстом.

Режим занятий в текущем учебном году (указать продолжительность и количество занятий в неделю со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта, продолжительность учебного часа, если она отличается от академического часа)

Занятия два раза в неделю по 2 часа (два занятия в день по 40 минут, перерыв  между занятиями 10 минут).

Формы занятий (пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм учебных занятий и их сочетание между собой)

Вводные,  занятия по закреплению пройденного, изучению нового учебного материала; формированию, совершенствованию знаний, умений, навыков; по обобщению и систематизации знаний;

 концерт, праздник, экскурсия.

Ожидаемые результаты в текущем учебном году и форма проведения промежуточной и итоговой аттестации

- иметь элементарное представление о строении голосового аппарата, а так же:

-  правильная постановка при пении;

-  певческое дыхание;

- правильное певческое формирование гласных в сочетании с согласными, чёткое произношение согласных звуков;

-  слуховое осознание чистой интонации;

-  развитие певческого диапазона;

-  сглаживание регистров, применение микст в эстрадной и классической манере исполнения.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дополнительной общеразвивающей программе

«Вокал для малышей»

на 2023-2024 учебный год

п/п

Дата проведения занятия

Тема занятия

Количество часов

Форма занятия

Форма контроля

Примечание

Теория

Практика

1-2

18.09

Организация работы объединения. Инструктаж по ТБ и ПБ.

Вокально-певческая установка.

2

Лекции

3-4

20.09

Вокально-певческая установка.

2

Практика

Педагогическое наблюдение

5-6

25.09

Вокально-певческая установка.

2

Практика

Педагогическое наблюдение

7-8

27.09

Вокально-певческая установка.

2

Практика

Педагогическое наблюдение

9-10

02.10

Певческая установка в различных ситуациях сценического действия.

2

Практика

Педагогическое наблюдение

11-12

04.10

Певческая установка в различных ситуациях сценического действия.

2

Практика

Педагогическое наблюдение

13-14

09.10

Певческая установка в различных ситуациях сценического действия.

2

Практика

Педагогическое наблюдение

15-16

11.10

Певческая установка в различных ситуациях сценического действия.

2

Практика

Педагогическое наблюдение

17-18

16.10

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

1

1

Лекции

Практика

Педагогическое наблюдение

19-20

18.10

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

2

Практика

Педагогическое наблюдение

21-22

23.10

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

2

Практика

Педагогическое наблюдение

23-24

25.10

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

2

Практика

Педагогическое наблюдение

25-26

30.10

Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента

2

Практика

Педагогическое наблюдение

27-28

01.11

Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента

2

Практика

Педагогическое наблюдение

29-30

06.11

Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента

Вокальные упражнения.

1

1

Практика

Педагогическое наблюдение

31-32

08.11

Вокальные упражнения.

2

Практика

Педагогическое наблюдение

33-34

13.11

Вокальные упражнения.

2

Практика

Педагогическое наблюдение

35-36

15.11

Артикуляционный аппарат.

2

Практика

Педагогическое наблюдение

37-38

20.11

Артикуляционный аппарат.

2

Практика

Педагогическое наблюдение

39-40

22.11

Артикуляционный аппарат.

2

Практика

Педагогическое наблюдение

41-42

27.11

Артикуляционный аппарат.

Речевые игры и упражнения

1

1

Практика

Педагогическое наблюдение

43-44

29.11

Речевые игры и упражнения

2

Практика

Педагогическое наблюдение

45-46

04.12

Речевые игры и упражнения

2

Практика

Педагогическое наблюдение

47-48

06.12

Речевые игры и упражнения

Дыхание, опора дыхания.

1

1

Практика

Педагогическое наблюдение

49-50

11.12

Дыхание, опора дыхания.

2

Практика

Педагогическое наблюдение

51-52

13.12

Дыхание, опора дыхания.

2

Практика

Педагогическое наблюдение

53-54

18.12

Дыхание, опора дыхания.

Промежуточная аттестация

1

1

Практика

Педагогическое наблюдение.

Основные правила звуковедения

55-56

20.12

Народная песня (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента).

2

Практика

Педагогическое наблюдение

57-58

25.12

Народная песня (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента).

2

Практика

Педагогическое наблюдение

59-60

27.12

Народная песня (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента).

2

Практика

Педагогическое наблюдение

61-62

09.01.

(за 08.01)

2024г.

Народная песня (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента).

2

Практика

Педагогическое наблюдение

63-64

10.01

Народная песня (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента).

2

Практика

Педагогическое наблюдение

65-66

15.01

Произведения композиторов

2

Практика

Педагогическое наблюдение

67-68

17.01

Произведения композиторов

2

Практика

Педагогическое наблюдение

69-70

22.01

Произведения композиторов

2

Практика

Педагогическое наблюдение

71-72

24.01

Произведения композиторов

2

Практика

Педагогическое наблюдение

73-74

29.01

Произведения композиторов

Произведениями современных отечественных композиторов.

1

1

Практика

Педагогическое наблюдение

75-76

31.01

Произведениями современных отечественных композиторов.

2

Практика

Педагогическое наблюдение

77-78

05.02

Произведениями современных отечественных композиторов.

2

Практика

Педагогическое наблюдение

79-80

07.02

Произведениями современных отечественных композиторов.

2

Практика

Педагогическое наблюдение

81-82

12.02

Произведениями современных отечественных композиторов.

2

Практика

Педагогическое наблюдение

83-84

14.02

Произведениями современных отечественных композиторов.

Произведениями западноевропейских композиторов

1

1

Практика

Педагогическое наблюдение

85-86

19.02

Произведениями западноевропейских композиторов

2

Практика

Педагогическое наблюдение

87-88

21.02

Произведениями западноевропейских композиторов

2

Практика

Педагогическое наблюдение

89-90

26.02

Произведениями западноевропейских композиторов

2

Практика

Педагогическое наблюдение

91-92

28.02

Произведениями западноевропейских композиторов

Сольное пение.

1

1

Практика

Педагогическое наблюдение

93-94

04.03

Сольное пение.

2

Практика

Педагогическое наблюдение

95-96

06.03

Сольное пение.

2

Практика

Педагогическое наблюдение

97-98

11.03

 

Сольное пение.

2

Практика

Педагогическое наблюдение

99-100

12.03

(за 13.03)

Сольное пение.

2

Практика

Педагогическое наблюдение

101-102

18.03

Сольное пение.

2

Практика

Педагогическое наблюдение

103-104

20.03

Сольное пение.

Путь к успеху.

1

1

Практика

Педагогическое наблюдение

105-106

25.03

Путь к успеху.

2

Практика

Педагогическое наблюдение

107-108

27.03

Путь к успеху.

2

Практика

Педагогическое наблюдение

109-110

01.04

Путь к успеху.

2

Практика

Педагогическое наблюдение

111-112

03.04

Путь к успеху.

2

Практика

Педагогическое наблюдение

113-114

08.04

Путь к успеху.

Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.

1

1

Практика

Лекции

Педагогическое наблюдение

115-116

10.04

Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.

2

Лекции

Педагогическое наблюдение

117-118

15.04

Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.

2

Практика

Педагогическое наблюдение

119-120

17.04

Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами

2

Практика

Педагогическое наблюдение

121-122

22.04

Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами

2

Лекции

Педагогическое наблюдение

123-124

24.04

Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами

2

Практика

Педагогическое наблюдение

125-126

29.04

Репетиции

2

Практика

Педагогическое наблюдение

127-128

30.04

(за 01.05)

Репетиции

2

Практика

Педагогическое наблюдение

129-130

06.05

Репетиции

2

Практика

Педагогическое наблюдение

131-132

09.05

(за 08.05)

Выступления, концерты

2

Практика

Педагогическое наблюдение

133-134

13.05

Репетиции

2

Практика

Педагогическое наблюдение

135-136

15.05

Репетиции

2

Практика

Педагогическое наблюдение

137-138

20.05

Выступления, концерты.

2

Практика

Педагогическое наблюдение

139-140

22.05

Репетиции

2

Практика

Педагогическое наблюдение

141-142

27.05

Выступления, концерты.

2

Практика

Педагогическое наблюдение

143-144

29.05

Выступления, концерты.

Итоговая аттестация

1

1

Практика

Отчетный концерт

2.3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Учебно-методические:

Применение речевых игр и упражнений, предлагаемые программой, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа,  развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами. Игровые задания,  повышают мотивацию детей к занятиям, развивают их познавательную активность. Для учащихся с яркими вокальными способностями программой предусмотрена профориентационная работа с возможностью продолжения обучения вокальному мастерству в вокальных коллективах СДК, Минусинском, Красноярском училище искусств.

Песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий, но в течение учебного года допускается корректировка репертуара по желанию учащихся, родителей и пр., с учетом сохранения общей структуры обучения. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Классические методики, которые используются при реализации программы,  позволяют научить обучающихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.

Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.

Особенности организации образовательного процесса: состав группы на протяжении изучения программы постоянный, возможно зачисление в объединение учащихся в течение учебного года после собеседования.

Принципы педагогического процесса:

- принцип единства художественного и технического развития пения;

- принцип гармонического воспитания личности;       

- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;

- принцип успешности;

- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

- принцип творческого развития;

- принцип доступности;

- принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;

- принцип индивидуального подхода;

- принцип практической направленности.

В основу разработки программы, положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

- технология развивающего обучения;

- технология индивидуализации обучения;

- личностно-ориентированная технология;

- компетентностного и деятельностного подхода.

Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.

Материально-технические:

1. Наличие репетиционного зала (сцена)

2. Музыкальный центр, компьютер.

3. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

4. Электроаппаратура.

5. Зеркало.

6. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).

7. Нотный материал, подборка репертуара.

8. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

9. Записи выступлений, концертов.

Кадровые условия:

Кадровое обеспечение разработки и реализации дополнительной общеразвивающей программы осуществляется педагогом дополнительного образования.

Методические материалы:

1 год обучения

 (Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей)

  1. «Дважды два – четыре» В.Шаинский, М. Пляцковский
  2. «Здравствуй, детство» из к/ф «Чучело-мяучело»
  3.  «Зелёные ботинки» С.Гаврилов, Р.Алдонин
  4.  «Зимушка-зама» сл. и муз. Алексей Воинов
  5. «Мурлыка» сл. и муз.Илья и Елена Челиковы
  6. «Песенка мамонтенка» В.Шаинский, Д.Непомнящая
  7. «Песенка-чудесенка» 
  8. «Пусть всегда будет солнце» Л.Ошанин,  А.Островский
  9. «Снеженика» Я.Дубравин, М.Пляцковский
  10.  «Хомячок» сл и муз. Абелян Г..
  11. Песни в стиле музыки разных народов: «Волшебная песенка». «Колыбельная».       «Медведи». «Танго».
  12. Чичков Ю., сл. Пляцковского М. Мой щенок.
  13. Песня о волшебном цветке.
  14. Шаинский В., сл. Пляцковского М. Мир похож на цветной луг. Улыбка.

2 год обучения

  1.  «Альбом» сл. и муз. Алексей Воинов
  2. «Балалайка» Татьяна Морозова
  3. «Весна» сл. и муз. Алексей Воинов
  4.  «Каникулы» Евгений и Валерий Шмаковы
  5.  «Мамочка» В.Канищев, А.Афлятунова
  6. «Мир детям» сл. и муз. Жанна Колмогорова
  7. «Мой щенок» сл. и муз.Илья и Елена Челиковы
  8. «Наша с тобой земля» сл. и муз Юрий Верижников
  9.  «Новый год» Ал. Ермолов
  10. «Облака» Шаинский В., сл.Пляцковского М.
  11. «Письмо папе» сл.В. Яхонтова, муз.Ю.Юнкерова
  12.  «Планета детства» сл. и муз Вячеслава Цветкова
  13.  «Рождественская песенка»
  14. «Семь нот» сл. и муз Юрий Верижников
  15. «Серебристые снежинки»  сл. и муз.  Андрей Варламов
  16. «Ямальский вальс» сл.В. Неделько, муз.Ю.Юнкерова

Календарный учебный график:

 Календарный учебный график МБОУ ДО ШМО ДЮЦ разработан с учетом:

  •       Постановления главного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20» Санитарно – эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СП 2.4. 3648-20).;
  • Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 04 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.31172-10» «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018г.  N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Учебный год начинается с 01.09.2023г. 

Занятия заканчиваются 31.05.2024 г.

Количество учебных недель – 37.

1полугодие – 17 недель.

2 полугодие – 20 недель.

Установлена 7 – дневная рабочая неделя (с понедельника по воскресенье). График утверждается руководителем МБОУ ДО ШМО ДЮЦ и размещается на сайте.

Месяц

Количество учебных недель

Первое полугодие

Сентябрь

4

Октябрь

5

Ноябрь

4

Декабрь

4

Промежуточная аттестация

С 15 по 31 декабря 2023г

Второе полугодие

Январь

4

Февраль

4

Март

4

Апрель

4

Май

4

Итоговая аттестация

С 15-31 мая 2024г

Итого:

37

Календарный учебный график

2 год обучения

п/п

Месяц

Число

Время

проведения

занятий

Форма

занятий

Кол-во

часов

Тема занятий

Место проведения

Форма

контроля

1-2

09

18

15.30-16.00,

16.10-16.40

Лекции

2

Организация работы объединения. Инструктаж по ТБ и ПБ.

Вокально-певческая установка.

Учеб-
ный класс

3-4

09

20

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Вокально-певческая установка.

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

5-6

09

25

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Вокально-певческая установка.

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

7-8

09

27

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Вокально-певческая установка.

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

9-10

10

02

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Певческая установка в различных ситуациях сценического действия.

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

11-12

10

04

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Певческая установка в различных ситуациях сценического действия.

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

13-14

10

09

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Певческая установка в различных ситуациях сценического действия.

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

15-16

10

11

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Певческая установка в различных ситуациях сценического действия.

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

17-18

10

16

15.30-16.00,

16.10-16.40

Лекции

Практика

2

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

19-20

10

18

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

21-22

10

23

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

23-24

10

25

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

25-26

10

30

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

27-28

11

01

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

29-30

11

06

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента

Вокальные упражнения.

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

31-32

11

08

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Вокальные упражнения.

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

33-34

11

13

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Вокальные упражнения.

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

35-36

11

15

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Артикуляционный аппарат.

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

37-38

11

20

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Артикуляционный аппарат.

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

39-40

11

22

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Артикуляционный аппарат.

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

41-42

11

27

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Артикуляционный аппарат.

Речевые игры и упражнения

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

43-44

11

29

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Речевые игры и упражнения

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

45-46

12

04

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Речевые игры и упражнения

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

47-48

12

06

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Речевые игры и упражнения

Дыхание, опора дыхания.

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

49-50

12

11

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Дыхание, опора дыхания.

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

51-52

12

13

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Дыхание, опора дыхания.

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

53-54

12

18

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Дыхание, опора дыхания.

Промежуточная аттестация

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение.

Основные правила звуковедения

55-56

12

20

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Народная песня (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента).

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

57-58

12

25

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Народная песня (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента).

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

59-60

12

27

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Народная песня (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента).

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

61-62

01

09

(за 08.01)

2024г.

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Народная песня (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента).

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

63-64

.01

10

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Народная песня (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента).

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

65-66

01

15

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Произведения композиторов

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

67-68

01

17

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Произведения композиторов

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

69-70

01

22

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Произведения композиторов

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

71-72

01

24

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Произведения композиторов

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

73-74

01

29

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Произведения композиторов

Произведениями современных отечественных композиторов.

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

75-76

01

31

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Произведениями современных отечественных композиторов.

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

77-78

02

05

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Произведениями современных отечественных композиторов.

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

79-80

02

07

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Произведениями современных отечественных композиторов.

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

81-82

02

12

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Произведениями современных отечественных композиторов.

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

83-84

02

14

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Произведениями современных отечественных композиторов.

Произведениями западноевропейских композиторов

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

85-86

02

19

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Произведениями западноевропейских композиторов

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

87-88

02

21

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Произведениями западноевропейских композиторов

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

89-90

02

26

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Произведениями западноевропейских композиторов

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

91-92

02

28

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Произведениями западноевропейских композиторов

Сольное пение.

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

93-94

03

04

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Сольное пение.

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

95-96

03

06

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Сольное пение.

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

97-98

03

 

11

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Сольное пение.

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

99-100

03

12

(за 13.03)

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Сольное пение.

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

101-102

03

18

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Сольное пение.

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

103-104

03

20

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Сольное пение.

Путь к успеху.

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

105-106

03

25

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Путь к успеху.

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

107-108

03

27

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Путь к успеху.

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

109-110

04

01

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Путь к успеху.

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

111-112

04

03

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Путь к успеху.

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

113-114

04

08

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

Лекции

2

Путь к успеху.

Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

115-116

04

10

15.30-16.00,

16.10-16.40

Лекции

2

Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

117-118

04

15

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

119-120

04

17

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

121-122

04

22

15.30-16.00,

16.10-16.40

Лекции

2

Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

123-124

04

24

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

125-126

04

29

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Репетиции

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

127-128

04

30

(за 01.05)

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Репетиции

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

129-130

05

06

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Репетиции

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

131-132

05

09

(за 08.05)

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Выступление

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

133-134

05

13

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Репетиции

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

135-136

05

15

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Репетиции

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

137-138

05

20

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Выступления, концерты.

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

139-140

05

22

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Репетиции

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

141-142

05

27

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Выступления, концерты.

Учеб-
ный класс

Педагогическое наблюдение

143-144

05

29

15.30-16.00,

16.10-16.40

Практика

2

Выступления, концерты.

Итоговая аттестация

Учеб-
ный класс

Отчетный концерт

15.30-16.00,

16.10-16.40

15.30-16.00,

16.10-16.40

15.30-16.00,

16.10-16.40

Литература

  1. Аспелунд Д. Основы постановки голоса в хоровом кружке.– М., 1930.
  2. Добровольская М. Распевание в детском хоре  начальной школы.– М., 1964.
  3. Жданова Т. Организация учебно-воспитательной работы в детских хоровых студиях.– М., 1987.
  4. Малинина Е. Вокальное воспитание детей.– Л., 1967.
  5. Работа хормейстера в детском хоре. Сборник научно-методических статей. – М., 1992.
  6. Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребенка. – М., 1999.
  7. Абелян Л. День рождения.– М., 1987.
  8. Арсеев И. Песни, игры для маленьких.– М., 1998.
  9. Герчик В. Скворушки-Егорушки.– М., 1994.
  10. Гусеньки. Песни, стихи для младшего возраста.– М., 1989.
  11. Жаворонушки: русские песни, сказки, игры. Вып. 4.– М., 1986.
  12. Попов-Хлабузарь В. Хоровой класс.– М., 1988.
  13. Струве Г. Пестрый колпачок, Песенка о гамме.– М., 1997.
  14. Чудова Т. Веселый логопед.– М., 1999.
  15. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе – М. Музыка, 1972.
  16. Калугина Н. Методика работы с р. н. х. – М.: Музыка, 1977.
  17. Наумова Г. Фольклор в школе (учебное пособие) – М.: Академия, 1996.
  18. Огороднов Д. Музыкально – певческое воспитание детей – Киев: музична Украина, 1981.

Программа занятий

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа

«Вокал для малышей»

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie