Патриотическое воспитание






Гражданско-патриотический проект Дети Отечества
СЦЕНАРИЙ Дети Отечества 2 части 06.11.2024
Родительское собрание в старших группах
Список художественной литературы по патриотическому воспитанию для чтения детям 5 – 7 лет
- Агебаев А. «День Победы»;
- Александров З. «Дозор»;
- Алексеев С. «Рассказы о Великой Отечественной Войне», «Небывалое бывает» (рассказ о Суворове и русских солдатах);
- Андерсен Г.Х. «Стойкий оловянный солдатик»;
- Баруздин С. «Кто построил этот дом», «Шел по улице солдат», «Слава», «Точно в цель», «За Родину»;
- Беляев А. «Хочу быть военным моряком»;
- Бойко Р «Наша Армия родная»;
- Благинина Е. «Шинель»;
- Браиловская Г. «Ушки – неслушки»;
- Бутмин И. «Трус»;
- Былины «Как Илья Муромец богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Добрыня и Змей», «Святогор», «Вольга и Микула Селянович», «Садко», «Никита Кожемяка», «Про прекрасную Василису Микулишну»;
- Воробьёв Е. «Последний выстрел», «Спасибо тебе, Трезор»;
- Высотская О. «Мой брат уехал на границу», «Салют»;
- Дриз О. «Добрые слова»;
- Дурова Н. «Заботливая подруга»;
- Жаров А. «Пограничник»;
- Кассиль Л. «Сестра», «Твои защитники», «Памятник солдату»;
- Коваль Ю. «Алый»;
- Козлов В. «Пашкин самолет»;
- Макунец Г. «Три сестры»;
- Маркуша А. «Я – солдат и ты – солдат»;
- Маршак С. «Рассказ о неизвестном герое», «Чего боялся Петя?»;
- Митяев А. «Почему армия родная?», «Землянка», «Москва», «Герои 1812 года», «Мешок овсянки»;
- Мустыгина Е. «В таёжной глуши»;
- Никольский Н. «Что умеют танкисты»;
- Носов Н. «На горке», «Карасик»;
- Осеева В. «Плохо», «Волшебное слово», «Сыновья», «Печенье», «На катке», «Просто старушка», «Синие листья», «Три товарища», «Что легче?»;
- Пантелеев Л. «Честное слово», «Трус», «Две лягушки»;
- Пермяк Е. «Надёжный человек», «Как Миша хотел маму перехитрить», «Самое страшное», «Торопливый ножик», «Чужая калитка», «Хитрый коврик»;
- Пляцковский М. «Урок дружбы»;
- Понамарева Т. «Хитрое яблоко»;
- Руцень О. «Так или не так?»;
- Рябихин В. «Мой Пыть-Ях»;
- Сапгир Г. «Самые слова»;
- Седугин А. «Дом с трубой и дом без трубы», «Как Артёмка котёнка спас», «Речные камешки»;
- Солоухин В. «Здравствуйте»;
- Сухомлинский В. «Кому идти за дровами», «Почему плачет синичка», «Как мальчишки мёд съели»;
- Твардовский А. «Гармонь» (отрывок из поэмы «Василий Теркин»);
- Тимершин Р. «Где лежало спасибо»;
- Тихомиров О. «Александр Невский», «Дмитрий Донской», «На поле Куликовом»;
- Толстой Л.Н. «Два товарища», «Котёнок», «Косточка»;
- Толстой Н. «Памятник»;
- Ушинский К. «Наше Отечество»;
- Шамов И. «На дальнем рубеже»;
- Шергин Б. «Одно дело делаешь, другое не порть»;
- Шим Э. «Не смей»;
- Юсупов Н. «Папа разбил драгоценную вазу».
Программа занятий
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Берёзовский детский сад «Семицветик»
Гражданско- патриотический проект
«Дети Отечества»
для детей старшего дошкольного возраста
Руководитель проекта: Дарья Викторовна
Андреева
Краткое описание проекта:
Проект приурочен к празднованию Победы в Великой Отечественной войне.
В проекте представлены: систематическая работа над сохранением преемственности поколений, активизация гражданско-патриотического воспитания детей через восстановление непрерывной связи поколений, времен; создание условий для осуществления, пусть и опосредованного, отношения к тем далеким военным событиям.
Целевая аудитория – дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и их семьи.
Основная идея проекта направлена на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников, способствующего представлению о родной стране, желанию быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит, формирует чувства привязанности к своему дому, своим близким.
Ключевым является факт, что патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
1. Полное описание проекта
1.1. Обоснование социальной значимости проекта (описание проблемы, на решение которой направлен проект)
Дошкольный возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как этот период самоутверждения активного развития социальных интересов и жизненных идеалов, потому что именно в детстве закладываются основы патриотизма, гражданственности, уважения к своей истории, к людям.
Всё дальше уносит от нас время суровые события, давно отгремевшие бои Великой Отечественной войны. С каждым годом редеют ряды ветеранов. В нашем селе Берёзовском Шарыповского муниципального округа Красноярского края проживает более 1000 жителей, а участников войны не осталось ни одного. Ещё немного и ниточка, связывающая нас с тем героическим поколением, навсегда оборвется… Страшно подумать, что наступит тот день, когда не у кого будет спросить о тех трагических годах. Этого нельзя допустить!
На протяжении последних лет наблюдается тенденция к снижению гражданской и патриотической активности. К сожалению, современное поколение родителей и детей имеют другие ценности.
Общение с родителями выявило, что нарушены межпоколенческие связи, обозначился дефицит знаний об истории своей страны, героических подвигах людей в Великой Отечественной войне, о членах семьи, принимавших участие в те военные годы. Именно родители должны стать тем связующим звеном между детьми и старшим поколением.
Патриотические чувства не могут возникнуть у детей после нескольких даже очень удачных занятий. Это результат длительного, систематичного и целенаправленного воспитания ребёнка через разные формы работы. Мероприятия, посвящённые событиям ВОв, должны представлять собой не единичные мероприятия, а продуманный цикл, ненавязчиво погружающий детей в далёкие для них времена. Для всех возрастов молодежи существуют организационные схемы, воспитывающие патриотизм: «ЮНАРМИЯ», Шарыповский военный комиссариат, военно-патриотические клубы. На наш взгляд, наиболее приемлемой формой работы со старшими дошкольниками стало создание гражданско-патриотического клуба «Дети Отечества». Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы, деды и прадеды.
1.2. Целевые группы проекта
Проект направлен на детей старшего дошкольного возраста, родителей, педагогических работников и работников ДОУ, жителей села.
1.3. Цель проекта
Создание условий для воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного через реализацию гражданско-патриотического проекта «Дети Отечества».
1.4. Задачи проекта
1. Сформировать у детей старшего дошкольного возраста гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему своей Родины.
2. Создать информационно-методическую базу по формированию у дошкольников системных представлений о Великой Отечественной войне, историческом прошлом нашей страны.
3. Способствовать развитию интереса у детей к военно-историческому прошлому своей семьи в годы Великой Отечественной войны.
4. Устанавливать партнерские взаимоотношения с учреждениями и общественными организациями.
1.5. Партнёры проекта
Партнер |
Вид поддержки |
МКУ УО ШМО |
Оказывают финансовую, консультативную поддержку. |
Березовское территориальное подразделение Шарыповского муниципального округа |
Оказывают организационную, информационную поддержку. |
МБУ «МБ» Шарыповского района модельная библиотека филиал № 18 село Березовское Шарыповского района |
Оказывают организационную информационную поддержку. |
МБУК «ЦКС» Шарыповского района филиал Березовская ЦКС |
Оказывают организационную поддержку. |
МБОУ Березовская СОШ №1 Юнармейцы отряд «Витязь» |
Оказывают информационную, консультативную, организационную поддержку. |
1.6. Информационное сопровождение проекта
Информационное сопровождение проекта освещается через публикации, фотоотчеты:
на сайте МБДОУ Березовского ДС «Семицветик» https://ds-semicvetik-berezovskoe-r04.gosweb.gosuslugi.ru/nash-detskiy-sad/dopolnitelnye-zanyatiya/dopolnitelnye-zanyatiya_8.html
- ВКонтакте «Администрация Шарыповского муниципального округа»
- ВКонтакте «МБДОУ Берёзовский ДС «Семицветик»
- «Образование Шарыповского округа в красках»
- в общественно-политической газете г. Шарыпово и Шарыповского района Красноярского края «Огни Сибири».
- телекомпания ШАНС г. Шарыпово.
1.7. Результаты проекта
1.7.1. Количественные результаты
№ п\п |
Показатель |
Результат |
1. |
В 2019 году создан гражданско-патриотический клуб для детей старшего дошкольного возраста «Дети Отечества» |
За период реализации проекта с 2019 года по настоящее время в клуб принято 106 воспитанников старшего дошкольного возраста. |
2. |
Разработана и приобретена форменная одежда с символикой клуба для детей и педагогов. |
В 2020 году на средства гранта Главы района Г.В. Качаева приобретена форменная одежда: для педагогов – 4 комплекта; для мальчиков – 27 комплектов; для девочек – 20 комплектов; плащ-палатки – 3 шт.; пилотки – 47 шт. детских, 4 шт. взрослых; бескозырки детские – 15 шт.; сапоги-имитация детские – 47 шт. В костюмерной ДОУ имеются костюмы сшитые собственными силами: форма военно-морского флота; военная форма цвета хаки (казачья); папахи; пилотки. |
3. |
В реализации проекта по популяризации гражданско-патриотического воспитания приняли участие более 500 человек. |
Воспитанники старшего дошкольного возраста – 100%; родители/законные представили – 100%; педагоги – 100%; работники ДОУ – 100%; представители МКУ УО ШМО; воспитанники Дома Юнармии МБОУ Берёзовской СОШ № 1; начальник штаба Дома Юнармии МБОУ Берёзовской СОШ № 1; руководитель Берёзовского территориального подразделения Шарыповского муниципального округа; представитель Шарыповского местного отделения партии «Единая Россия»; директор МБОУ Берёзовской СОШ № 1; участники СВО родители (законные представители воспитанников); представители МБУ «МБ» Шарыповской окружной модельной библиотеки филиал № 18 с. Березовского ШМО; представители МБУК «ЦКС» Шарыповского округа филиал Березовской ЦКС. |
4. |
Мероприятия для воспитанников ДОУ, родителей, жителей села и по популяризации гражданско-патриотического воспитания |
В ходе реализации проекта ежегодно проводятся мероприятия согласно представленному плану. |
5. |
Вовлечение детей и взрослых в реализацию мероприятий запланированных в гражданско-патриотическом проекте «Дети Отечества». |
В реализацию мероприятий запланированных в данном проекте вовлечено: 100% детей дошкольного возраста; 100 % родителей; 100 % сотрудников ДОУ. |
1.7.2. Качественные результаты
- С 2021 года гражданско-патриотический проект «Дети Отечества» включен в вариативную часть ООП ДО МБДОУ Березовского ДС «Семицветик» https://ds-semicvetik-berezovskoe-r04.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/19/8/OOP_DO_Semitsvetik.pdf.
- Разработаны и описаны методические рекомендации для работы с детьми и родителями по гражданско-патриотическому воспитанию.
- Ежегодно реализуется гражданско-патриотический проект «Дети Отечества».
- Расширилась и укрепилась система социального партнерства, что даёт возможность в дальнейшем использовать инфраструктуру учреждений для организации и проведения мероприятий гражданско-патриотической направленности.
- Сформированы чувства патриотизма, уважение к событиям Великой Отечественной войны.
- Семьи воспитанников принимают активное участие в запланированных мероприятиях.
- Все значимые мероприятия посещают представители СМИ, которые освещают события в новостях телеканала «Шанс» г. Шарыпово, в газетах «Огни Сибири», «Твой Шанс».
- Освещение мероприятий осуществляется педагогами ДОУ для получения общественного резонанса в социальных сетях:
- ВКонтакте «Администрация Шарыповского муниципального округа»
- ВКонтакте «МБДОУ Берёзовский ДС «Семицветик»
- Одноклассниках «Мы рядом, мы вместе»
- «Образование Шарыповского округа в красках»
- На официальном сайте МДБОУ Березовского ДС «Семицветик».
2. Организационный план проекта
№ п\п |
Решаемая задача |
Мероприятие |
Дата начала |
Дата завершения |
Ожидаемые итоги (с указанием количественных и качественных показателей) |
1. |
Сформировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему своей Родины |
Анкетирование для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников» |
Сентябрь ежегодно |
Сентябрь ежегодно |
100% родителей детей старшего дошкольного возраста. |
Опрос воспитанников «Что такое Родина?» |
Сентябрь ежегодно |
Сентябрь ежегодно |
В опросе примут участие дети старшей, подготовительной групп. |
||
Посвящение в патриотический клуб детей старшего дошкольного возраста «Дети Отечества» |
Октябрь ежегодно |
Октябрь ежегодно |
В гражданско-патриотический клуб будут приняты дети старшей группы. |
||
Разработка и приобретение атрибутов и символики клуба. |
В течение года |
В течение года |
Будет приобретена символика и атрибутика: флаг, георгиевская лента, лента триколор, отличительные значки участников клуба. |
||
Проведение смотра песни и строя «Бравые солдаты»/ Военно-спортивной игры «Зарничка» с привлечением юнармейцев Березовской СОШ №1 (Чередуется через год) |
Октябрь/ Апрель |
Октябрь/ Апрель |
Примут участие 100 % воспитанников среднего, старшего дошкольного возраста. |
||
Конкурс чтецов «Этих дней не смолкнет слава» |
Май ежегодно |
Май ежегодно |
В конкурсе примут участие воспитанники ДОУ |
||
2. |
Создать информационно-методическую базу по формированию у дошкольников системных представлений о Великой Отечественной войне, историческом прошлом нашей страны. |
Обеспечение методическими, тематическими пособиями. |
В течение года |
В течение года |
В ходе реализации проекта база будет укомплектована методической литературой по гражданско-патриотическому воспитанию. |
3. |
Способствовать развитию интереса у детей к военно-историческому прошлому своей семьи в годы Великой Отечественной войны. |
Представление исследовательских работ из семейного архива на окружной научно-исследовательской конференции «Маленькие исследователи» |
Май ежегодно |
Май ежегодно |
Участие воспитанников ДОУ в окружной научно-исследовательской конференции для дошкольников «Маленькие исследователи» |
Пополнение музея Боевой славы в ДОУ «Есть память, которой не будет забвения» |
В течение года |
В течение года |
В ДОУ ежегодно обновляется информация в музее Боевой славы. |
||
Пополнение книги Памяти «Мы помним героев» |
В течение года |
В течение года |
В ДОУ ежегодно обновляется информация в книге Памяти «Мы помним героев» |
||
Пополнение фотоальбома «Награды в моей семье» |
В течение года |
В течение года |
В ДОУ ежегодно обновляется информация в фотоальбоме «Награды в моей семье» |
||
Встреча с детьми войны «Жестокая правда войны!» |
Май |
Май |
Ежегодно будет проведена 1 встреча. |
||
Выставка книг «Читаем детям о войне» |
В течение года |
В течение года |
В ходе реализации проекта пополняется центр книги. |
||
Акция «Лыжня России» |
Январь ежегодно |
Январь ежегодно |
В акции будут принимать участие 80% воспитанников ДОУ, 80% родителей, 100% работников ДОУ. |
||
Акция «Кросс Нации» |
Февраль |
Февраль |
В акции будут принимать участие 80% воспитанников ДОУ, 80% родителей, 100% работников ДОУ. |
||
«… лет Победы – … километров пробега» |
Май |
Май |
В акции будут принимать участие 80% воспитанников ДОУ, 80% родителей, 100% работников ДОУ. |
||
Конкурс детских рисунков «Салют, Победа!» |
Май |
Май |
В конкурсе примут 100% детей дошкольного возраста |
||
Конкурс рисунков на асфальте «Миру мир!» |
Июнь |
Июнь |
В конкурсах примут 100% детей дошкольного возраста |
||
4. |
Устанавливать партнерские взаимоотношения с учреждениями и общественными организациями. |
Акция «Блокадный хлеб» |
Январь ежегодно |
Январь ежегодно |
В акции примут участие: 100% работников ДОУ; 80% воспитанников ДОУ; 80% родителей воспитанников. |
Субботник у памятника погибших в ВОв совместно с Берёзовским территориальным подразделением ШМО |
Апрель ежегодно |
Апрель ежегодно |
В субботнике примут участие: 70% воспитанников ДОУ, 70% родителей, 100 % работников ДОУ, 100% работников Берёзовского территориального подразделения ШМО |
||
Проведение акций «Георгиевская ленточка», «Аллея Победы», «Звезда Победы», «Окна Победы», «Голубь Мира» и т.д. |
Май ежегодно |
Май ежегодно |
Будет проведены акции (совместно с МБОУ СОШ №1, родителями, МБУ «МБ» Шарыповского округа модельной библиотекой филиала № 18 с. Березовского ШМО, МБУК «ЦКС» ШМО филиала Березовской ЦКС) |
||
Шествие «Бессмертный полк» |
Май ежегодно |
Май ежегодно |
В шествии примут участие: 100% работников ДОУ; 100% воспитанников ДОУ; 100% родителей воспитанников. |
||
Мемориальная акция «Свеча памяти: 22 июня» |
Июнь ежегодно |
Июнь ежегодно |
В акции примут участие: 100% работников ДОУ; 100% воспитанников ДОУ; 100% родителей воспитанников. |
||
Участие в митинге посвященном Дню Победы, возложение венка |
Май ежегодно |
Май ежегодно |
В митинге примут участие: 100% воспитанников ДОУ; 100% родителей; 100 % работников ДОУ. |
||
Участие в концерте, посвященном дню Победы в ВОв совместно с МБУ «МБ» ШМО модельной библиотекой филиала № 18 с. Березовского ШМО, МБУК «ЦКС» ШМО филиала Березовской ЦКС |
май 2020 |
май 2020 |
В концерте примут участие: 45% воспитанников, 30 % работников ДОУ |
Приложение 1
Методики диагностики уровня патриотического воспитания дошкольников
(М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева, Н. А. Виноградова,
Н. В. Микляева)
Задание 1. «Родное село»
Цель: Определить уровень знаний о родном селе (знать название своего края, района, села, домашнего адреса. Называть достопримечательности села)
Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?» Карта-схема села, фотографии с достопримечательностями села.
Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник, достопримечательность.
Оценка результатов.
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок без особого труда называет название края, района, села, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности села, где они расположены. Называет 4 — 5 улицы.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности села. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.
Задание 2 «Символика родной страны, края, района»
Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о государственной символике страны, края, района (герб и флаг).
Ход проведения: Беседы и рассматривание герба и флага страны, края, района.
Оценка результатов.
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе страны, края, района. Может объяснить символику. Проявляет интерес.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов, флагов и их значении.
Низкий уровень (1 балл)
Затрудняется рассказать о символике страны, края, района. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.
Задание 3 «История народной культуры и традиций»
Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях русского народа.
Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы русского быта и народные игрушки, назвать их, рассказать для чего их использовали.
Оценка результатов:
Высокий уровень: (3 балла)
Рассматривая предметы быта и народные игрушки, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, знает название народных праздников, их значение.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок в основном правильно называет предметы быта и народные игрушки. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет, как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.
Низкий уровень: (1 балл)
Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.
Задание 4. «Патриотические чувства к стране»
Цель: Определить чувство и эмоциональное отношение к стране.
Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
- Как ты думаешь, любишь ли ты свою страну? Почему ты так думаешь?
- Если бы у тебя была волшебная палочка, и ты мог бы выполнять только «большие» желания – для всей страны, для всего города, какие бы три желания ты загадал?
- Сейчас или когда станешь взрослым, ты бы хотел переехать в другую страну? Почему?
- Ты гордишься своей страной? Почему ты гордишься/не гордишься?
- Назови, кого из людей в нашей стране ты уважаешь? Почему?
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла)
Дошкольник испытывает чувство гордости за свою страну, проявляет положительное эмоционально-окрашенное отношение к своей стране, может объяснить, что ему нравится в стране, с удовольствием рассуждает, что бы он хотел изменить в своем селе (стране), чтобы сделать в ней жизнь лучше, интереснее.
Средний уровень (2 балла)
Дошкольник проявляет положительное отношение к родной стране, может, рассказать, что ему нравится в стране, но его отношение не достаточно осознанно, ребенок не стремится предлагать свои идеи по улучшению жизни в стране, чувство гордости ситуативно, неустойчиво.
Низкий уровень (1 балл)
На вопросы педагога отвечает односложно, не эмоционально. Дети этого уровня в целом проявляют положительное отношение к родной стране, но оно носит неустойчивый характер.
Задание 5 «Личностное отношение к родному селу»
Цель: Определить отношения к родному селу. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.
Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
- Как ты думаешь, любишь ли ты своё село? Почему ты так думаешь?
- Сейчас или когда станешь взрослым, ты бы хотел переехать в город? Почему?
- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в селе?
- Что тебе нравится в нашем селе?
- Как ты помогаешь в семье, о ком заботишься?
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла)
Показывает положительное отношение к окружающей среде, проявление заботы о близких, проявление дружелюбия.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Отсутствуют любимые достопримечательности в селе, отсутствие заботы о близких, отсутствие дружелюбия.
Представленный комплекс методик позволяет выявить уровень патриотического воспитания дошкольника по следующим критериям:
Высокий уровень (13-15 баллов)
Знает свое имя, фамилию, название страны, края, района, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны села, 4- 5 улиц; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб края, района; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; знает о географическом расположении края, о растительности, животном мире родного края; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие; имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
Средний уровень (8-12 баллов)
Знает свое имя, фамилию, название страны, края, района, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб края, района; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы села (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет растительность и животный мир родного края, не знает географическое расположение родного края; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но затрудняется в объяснении своих чувств и личностного отношения к окружающей действительности.
Низкий уровень (5-7 баллов)
Не знает названия страны, края, района, села, своего адреса, но узнает флаг, герб; отсутствуют знания о достопримечательностях родного края; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки; не знает о географическом расположении края, о растительности, животном мире родного края; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не оказывает помощи.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника