Образование
Форма организации обучения — это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме.
Формы отличаются:
- по количественному составу участников,
- характеру взаимодействия между ними,
- способам деятельности,
- месту проведения.
В детском саду используются фронтальные, групповые, подгрупповые, индивидуальные формы организованного обучения.
Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.
Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.
форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком — трудности в индивидуализации обучения.
Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Непосредственно образовательная деятельность организуется по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми: по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре.
При проведении непосредственно образовательной деятельности выделяется три основные части.
- Первая часть — введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети.
- Вторая часть — самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.
- Третья часть — анализ выполнения задания и его оценка.
Требования к организации непосредственно образовательной деятельности
Гигиенические требования:
- непосредственно образовательная деятельность проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении;
- воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка,
- не допускать переутомления детей на занятиях.
- предусматривать чередование различных видов деятельности детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия.
Дидактические требования
- точное определение образовательных задач НОД, ее место в общей системе образовательной деятельности;
- творческое использование при проведении НОД всех дидактических принципов в единстве;
- определять оптимальное содержание НОД в соответствии с программой и уровнем подготовки детей;
- выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели НОД;
- обеспечивать познавательную активность детей и развивающий характер НОД, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия;
- использовать в целях обучения дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценировки)), словесные и игровые приемы, дидактический материал.
- систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.
Организационные требования
- иметь в наличие продуманный план проведения НОД;
- четко определить цель и дидактические задачи НОД;
- грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО, ИКТ;
- поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей при проведении НОД.
- не смешивать процесс обучения с игрой, т.к. в игре ребенок в большей мере овладевает способами общения, осваивает человеческие отношения.
- НОД в ДОУ не должна проводиться по школьным технологиям;
- НОД следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности);
- организации процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и способствует эффективности развития. С этой целью проводятся интегрированные и комплексные занятия.
Реализуемые образовательные программы
Русский
В ДОУ используются дистанционные технологии обучения. Они помогают родителям не прерывать образовательный процесс ребёнка во время карантина
Описание образовательной программы
Численность обучающихся и языки образования
Адаптированные образовательные программы
Русский
В ДОУ используются дистанционные технологии обучения. Они помогают родителям не прерывать образовательный процесс ребёнка во время карантина
Описание образовательной программы
Русский
В ДОУ используются дистанционные технологии обучения. Они помогают родителям не прерывать образовательный процесс ребёнка во время карантина
Описание образовательной программы
Русский
В ДОУ используются дистанционные технологии обучения. Они помогают родителям не прерывать образовательный процесс ребёнка во время карантина
Описание образовательной программы
Дополнительные образовательные программы
Русский
Не прусмотрено
Описание образовательной программы
Русский
Описание образовательной программы
Русский
Описание образовательной программы
Русский
Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста
в проектно-исследовательской и деятельности
«Для ребёнка нет ничего естественнее,
как развиваться, формироваться,
становиться тем, что он есть в процессе
исследовательской деятельности»
Сергей Леонидович Рубинштейн
Воспитатель высшей квалификационной категории
Малачева Ирина Михайловна
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет в работе с детьми дошкольного возраста новый взгляд на образование направленный, на готовность детей добывать, применять, оценивать знания и умения, осуществлять саморазвитие, выявлять проблемы, делать выводы, принимать решения необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека.
В современных условиях, все более актуальными становятся методы, нацеленные на развитие способностей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы.
Именно поэтому для нас проектно-исследовательская деятельность занимает важное место в процессе экологического образования.
Цель: развитие у детей дошкольного возраста умения анализировать, делать выводы, обобщать информацию по средствам формирования элементарных естественнонаучных представлений и экологической грамотности.
Задачи:
- обеспечить условия для развития у детей дошкольного возраста естественнонаучных представлений об окружающем мире;
- придать творческий исследовательский характер процессу изучения окружающего мира;
- формировать умение экспериментировать, анализировать свои действия, делать выводы.
Работу в данном направлении реализуем через совместное сотрудничество с родителями. Создаем условия для поисковой активности в процессе проектно-исследовательской деятельности, что способствует повышению уровня познавательного развития и формированию инициативы и самостоятельности детей. Наши дети – это «ученые» и мы, наблюдаем каждый день их стремление к исследованию чего-то нового.
Окружающая ребенка среда, в том числе и территория детского сада — это часть образовательной среды, в которой протекает процесс социализации, воспитания и развития личности ребенка. Это важная составляющая в жизни детей раннего возраста – здесь они проводят значительную часть всего своего времени, особенно в летнее время. От того, насколько ухоженной, красивой и разумно спроектированной будет территория учреждения, во многом зависит то, с каким настроением зайдет ребенок в детский сад, насколько интересно и радостно проживет каждый день.
Для этого в нашем детском саду созданы необходимые условия. Оборудована «STEM лаборатория Фиксиков», где имеется все необходимое для исследовательской деятельности, формирования инженерного мышления, экологических знаний и последующего их применения на практике. Основываясь на парциальную модульную программу развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество STEM - образование детей дошкольного и младшего школьного возраста Т. В. Волосовец, В. А. Маркова, С. А. Аверин.
Содержанием Парциальной модульной программы является систематическая работа над развитием интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения детей в научно-техническое творчество. Внедрение STEM-образования в детский сад является начальной ступенькой проекта по формированию новой технологичной среды в образовательном пространстве Шарыповского муниципального округа, для развития которой необходима хорошая техническая база, позволяющая использовать научные методы, технические приложения, математическое моделирование, инженерный дизайн
Формирование основ экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста входит в 4. Модуль парциальной модульной программы STEM-образоване: экспериментирование с живой и неживой природой. Наполнен оборудованием для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группах подобраны места и оборудования для «Детской научной лаборатории», а также центры экспериментирования, которые постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами. В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов
Вся детская деятельность осуществляется с использованием проблемных и поисковых ситуаций, включая исследовательскую и практическую деятельность (простые опыты и эксперименты, моделирование, дидактические игры и упражнения).
Опыты проводим как в процессе образовательной деятельности, так и в совместной деятельности с детьми, в режимных моментах. Предпочтение отдаем простым, специально отобранным фактам, которые можно увидеть в относительно короткий промежуток времени, чтобы обозначились изменения объекта. Рассуждая над причинами этого явления, дети постигают элементарные закономерности, учатся делать выводы.
Для поддержки интереса детей, придавая деятельности увлекательную форму, мы перевоплощаемся в хозяев лаборатории Симку, Нолика, профессора Чудакова. В STEM-лаборатории юные «ученые» исследуют свойства:
- воды (проводим различные опыты);
- песка (создавая проблемную ситуацию, например: «Почему у меня не получается слепить фигурку из песка?» заинтересовываем детей. Они начинают размышлять, какой песок лепится и почему. Рассматривая песок через лупу, видят и описывают частицы, дуют через трубочку в стаканчик с песком и получается «буря». Делают вывод, что частицы песка легкие, не слипаются между собой, а наоборот рассыпаются. Затем рассматривают мокрый песок, делают вывод);
- воздуха;
- магнита;
- электричества
Ищут ответы на сложные вопросы.
Не редко в процессе экспериментов, наблюдений у нас зарождаются проекты, детям хочется узнать больше о том или ином природном явлении или объекте. В ходе реализации проекта каждый ребенок, индивидуально, в паре или подгруппой объединившись по интересам, совместно с воспитателями и родителями ищет ответы на увлекший его вопрос, исследует, готовит сообщение, обменивается информацией.
Родители активно участвуют в образовательной деятельности, в ходе реализации проектов им не хочется оставаться в стороне, поскольку у детей возникает масса вопросов, которые с интересом решают порой всей семьей
Совместно с детьми и родителями мы реализовали такие экологические проекты как:
- «Берегите воду»
- «Как хлеб на стол пришёл» Проект слал лауреатом краевого конкурса «Мои открытия»
- «Наши друзья – зимующие птицы» Проект слал лауреатом краевого конкурса «Мои открытия». В ходе реализации данного проекта, совместно с родителями, была проведена экологическая акция «Столовая для пернатых» с целью помочь пернатым друзьям.
- «Мусор надо разделять и использовать опять». Работа над данным проектом стала весьма актуальна. Поскольку в настоящее время, заметно ухудшается состояние окружающей среды, что несет угрожающий характер. Наши дети с приходом весны обратили внимание на мусор, который не редко можно встретить на улице. Так и зародился данный проект. В процессе его реализации, помимо исследовательской деятельности в лаборатории, огромную роль сыграло робототехническое направление. Дети как настоящие инженеры создали модель завода по сортировке и переработке мусора, чтобы очистить и спасти нашу планету. Данный проект был представлен в рамках детской научно-исследовательской конференции, проект стал победителем и получил грант главы Шарыповского района. В ходе проекта прошли экологические акции «Батарейка» и «Собери макулатуру – спаси дерево».
Таким образом, планируя создание развивающей предметно пространственной среды участка, мы стремимся к тому, чтобы все, что находится на участке и за его пределами способствовало полноценному развитию маленького человека, чтобы ему было комфортно и безопасно. Созданный нами проект прогулочного участка на территории дошкольной образовательной организации станет составляющей целостной развивающей среды дошкольного учреждения, обеспечивающей высокое качество дошкольного образования.
Вся территория нашего детского сада способствует развитию экологического воспитания детей. На территории детского сада разбиты цветники, создано опытное поле «Колосок», «Аптека на грядках», огород, растут деревья на алее выпускников и кустарники. Собственными силами педагогов, сотрудников детского сада и родителей оборудована «Метеоплощадка», что обеспечивает проведение наблюдений за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, выполнение практических работ.
Стало традицией проведение осеннего праздника «Сбор урожая». Дети с удовольствием убирают овощи на огороде, урожай злаковых на опытном поле «Колосок», собирают семена цветов в цветниках. Все это нам помогает вовлечь ребенка в мир природы, чтобы он сформировал и расширил знания о ней.
Таким образом, использование проектно-исследовательской деятельности, построенной на сотрудничестве, сотворчестве педагогов, ребенка и родителей дает свои результаты. Результаты диагностики по выявлению уровня сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста (на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой) (приложение 1)
Дети имеют первоначальные представления о неживой природе, умеют выстраивать элементарные связи между природными явлениями. Они замечают красоту и всю прелесть природы, бережно относятся к ней и сумеют постоять за окружающий нас мир.
Результаты диагностики по выявлению уровня сформированности
экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста
(на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой)
Рисунок 1
Список литературы
- Горощенко В. П. «Природа и люди» -М.: Просвещение, 1976 Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» - М.: Новая школа, 1995
- Громилина, Л. В. Создание условий для развития естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста / Л. В. Громилина, Л. В. Камызина, М. А. Морозова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 198-200. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10455/
- ДыбинаО.В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.:Мозаика-Синтез,2006.
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.-М. :ТЦ Сфера, 2005.
- Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий»
- А. Н. Веракса, Н. Е. Веракса. «Проектная деятельность дошкольников дошкольных учреждений». Пособие для педагогов.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010 ISBN 978-5-86775-643-7
Приложение 1
Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста (С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой)
Содержание данной педагогической диагностики направлено на выявление следующего:
- в какой степени ребенок освоил экологические знания;
- какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;
- в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранного, эстетического, познавательного). Вся диагностика проводится индивидуально с каждым ребёнком. Для получения дополнительной информации так же осуществляется наблюдение за детьми в различных видах деятельности: игровой, трудовой, образовательной. Изучаются творческие работы детей – рисунки, поделки. Проводятся беседы с воспитателями групп и родителями воспитанников.
Методика эксперимента.
Диагностику экологических представлений дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:
- формирование экологических знаний
- экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Все диагностические задания сгруппированы по трём разделам:
1. Представления о природе:
а) об объектах живой природы;
б) об объектах неживой природы.
2. Отношение к природе.
3. Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами.
В каждом разделе детям предлагается комплекс контрольных заданий.
Анализ каждого выполненного ребенком диагностического задания проводится в соответствии с баллами (по 3-х балльной шкале), характеристика которых составлена на основе рекомендаций С. Н. Николаевой и Л. М. Маневцовой.
Баллы по результатам выполненных диагностических заданий фиксируются в протоколе обследования. Далее высчитывается средний балл, по которому определяется уровень сформированности экологических представлений и отношения к природе:
- от 1 до 1,6 баллов — низкий уровень;
- от 1,7 до 2,3 баллов — средний уровень;
- от 2,4 до 3 баллов — высокий уровень.
Содержание диагностического инструментария:
Представления о природе.
А) Живая природа.
Задание 1.
Цель. Выявить характер представлений ребенка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребенок представления о потребностях живых организмов, условиях, необходимых для жизни.
Материал. 7—8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов, созданных человеком: растение, животные (птица, насекомое, зверь, рыба), солнце, автомобиль, самолет.
Методика. Индивидуальная беседа с ребенком. Ребенку предлагается из набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого задаются вопросы:
- Как ты догадался, что все это живое?
- Почему ты считаешь, что (называется конкретный объект) живой?
- Что нужно (называется конкретный объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?
Задание 2.
Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о разнообразии растений, местах их произрастания.
Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений. Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и выбрать растения, растущие в лесу, на клумбе, на грядке, на лугу. Задание 3. Цель. Выяснить, знает ли ребенок части растений и их функции.
Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений.
Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и показать у растений корень, стебель (ствол), лист, цветок, плод.
Задание 4.
Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представления о стадиях роста растений.
Материал. Карточки с изображением стадий роста одуванчика.
Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.
Задание 5.
Цель. Выявить представления ребенка о многообразии животных и местах их обитания.
Материал. Большие дидактические картины: лес, луг, водоем, деревенский дворик; картинки с изображениями животных: 3—4 вида домашних и диких животных, 3—4 птицы, рыбы, насекомые (жук, стрекоза, бабочка, муха), лягушка.
Методика. Ребенку предлагается назвать животных, поместить на картины в зависимости от мест их обитания и обосновать свой выбор.
Задание 6.
Цель. Выявить представления ребенка об основных стадиях роста животных.
Материал. Карточки с изображением стадий роста и развития рыбы, птицы.
Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.
Задание 7.
Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о сезонных изменениях в жизни растений, животных, человека.
Материал. Сюжетные картинки с изображениями времен года и видов труда людей в разные сезоны года.
Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребенком по сюжетным картинкам:
- Какое это время года?
- Почему деревья так выглядят?
- Как изменяется жизнь животных (называется время года)?
- Почему люди так одеты? Чем они занимаются?
Задание 8.
Цель. Выявить представления ребенка о нормах отношения к живому.
Материал. Картинки с изображениями примеров правильного и неправильного поведения детей в природе.
Методика. Индивидуальная беседа с ребенком:
- Как поступил мальчик (девочка)? Почему?
- Как бы ты поступил на его (ее) месте?
- Какие добрые дела ты делал для растений, животных, людей?
Б) Неживая природа.
С ребёнком проводится беседа по следующим вопросам:
О воде:
- Какого цвета может быть вода?
-Что происходит с водой зимой, летом – в сильную жару?
- Что произойдёт с водой, если зачерпнуть её в ладошку? Как называется это свойство воды? (текучесть)
- Зачем нужна вода?
О песке:
- Чем отличается сухой песок от влажного?
- Что произойдёт, если наступить на влажный песок?
- Зачем нужен песок?
О природных явлениях (ветер, дождь, небо):
- Каким бывает ветер весной, летом, осенью, зимой?
- Что происходит с деревьями, когда дует ветер?
- Зачем нужен дождь в природе?
- Что было бы с растениями, если бы не было дождя?
- Что появляется после дождя на городских улицах?
- Как меняется небо весной, летом, зимой?
- Почему небо иногда кажется белым или серым? Что может «застилать» небо?
- Если на небе тёмные тучи осенью или летом – как изменится погода?
Оценка деятельности:
1 балл – представления об объектах живой и неживой природы, их существенных признаках и свойствах поверхностны; ребёнок имеет небольшие по объёму знания; задания выполняет неправильно, допускает много неточностей, не может ответить на поставленные вопросы.
2 балла – у ребёнка имеются некоторые существенные представления об объектах живой и неживой природы, их свойствах и признаках; при выполнении заданий допускает 2-3 ошибки, не на все поставленные вопросы отвечает правильно, не всегда может аргументировать свой ответ.
3 балла – сформирован широкий круг представлений об объектах живой и неживой природы; задания выполняет правильно, на поставленные вопросы отвечает, уверенно аргументируя свой ответ.
2. Отношение к природе.
Задание 1.
Цель. Изучить особенности отношения ребенка к животным и растениям в специально созданных условиях.
Методика. Проводится наблюдение за отношением ребенка к обитателям живого уголка. Создаются специальные условия, в которых ребенок должен будет осуществить выбор деятельности — либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в уголке природы находятся некоторые из живых существ, которые нуждаются в помощи (животные — в кормлении, растения — в поливе), для чего приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой, рассматриванием книг). В природный уголок приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребенок сам не догадывается о необходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов:
- Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?
- Как ты это узнал?
- Как ему можно помочь?
- Хотел бы ты ему помочь?
- Почему ты хочешь ему помочь?
Оценка деятельности:
1 балл – ребёнок отдаёт предпочтение игре, рисованию и т.д.; по собственной инициативе не проявляет желания общаться с живыми объектами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними.
2 балла – с удовольствием, по собственной инициативе общается преимущественно со знакомыми, приятными для него животными и растениями.
3 балла – предпочитает деятельность с природными объектами. С удовольствием по собственной инициативе общается с животными (знакомыми и незнакомыми) и растениями.
3. Умение осуществлять деятельность с природными объектами (труд в природе).
Цель. Выявить умение ребенка осуществлять уход за растениями.
Методика. У ребенка спрашивают, хотел бы он поухаживать за комнатным растением или нет, и предлагают ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребенку предлагается:
- выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;
- рассказать о последовательности ухода за растением;
- непосредственно осуществить уход.
Оценка деятельности:
1 балл – ребёнок не умеет ухаживать за живыми существами.
2 балла – сформированы некоторые умения ухода за живыми существами. Направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмысленна – увлечён процессом, а не качеством результата для живого объекта.
3 балла – охотно откликается на предложение взрослых помочь живому существу; самостоятельно видит необходимость ухода и качественно его выполняет. Испытывает удовольствие от помощи живому.
Уровни экологических представлений и отношения к природе:
Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов) — ребенок различает и называет большое количество животных, растений вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения. Имеет представление о некоторых объектах неживой природы. Не всегда правильно называет их основные свойства, признаки. Трудовые процессы выполняет не самостоятельно, качество труда низкое. По собственной инициативе не проявляет интереса к живым объектам. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.
Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов) — ребенок различает большое количество объектов живой и неживой природы, вычленяет характерные и — под руководством педагога — существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Проявляет интерес к знакомым и приятным для него живым объектам. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов.
Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов) — ребенок знает основные признаки живого и объектов неживой природы, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщенный, системный характер. Самостоятельно, по собственной инициативе проявляет интерес к знакомым и незнакомым живым объектам. Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе. Готов оказать помощь в случае необходимости. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту. Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов.
Презентация Межмуниципальный методический мост
Проект исследовательская работа мусор надо убирать и использовать опять
Презентация к исследовательской работе Мусор надо убирать и использовать опять
Русский
Гражданско- патриотический проект
«Дети Отечества»
для детей старшего дошкольного возраста